Мои впечатления от бреветов на 400 и на 600 километров

Позади месячник бреветов… И мне есть что рассказать. 12 мая я стартовал в бревете на 400 километров, а 10 июня я принял участие в бревете на 600 километров. Таким образом ровно за один месяц я проехал без малого 1000 километров в рамках квалификационных бреветов.

Бреветами я заинтересовался года 2 назад, когда в 2016 году проехал два заезда на 200 километров, которые организовывал замечательный Калининградский веломарафонский клуб «Вестланд Рандоннёр». После хорошего начала в 2016 году я планировал попробовать себя и на других дистанциях в сезоне 2017 года, но получение второго высшего образования вынудило меня отложить эти планы на сезон 2018 года и довольствоваться лишь одним бреветом на 200 км в сентябре. Но уже тогда я почувствовал, что просыпается спортивный интерес, принимая участие в чисто туристическом мероприятии. Спортивный интерес был не столько в том, чтобы уложиться в отведенный на прохождение дистанции лимит времени, а с каждым новым прохождением дистанции улучшать свой результат.

Наступил 2018 год, и план «попробовать» как-то сам собой трансформировался в план «надо выполнить» (и так год пропустил). В апреле я вышел на старт живописной 200 километровой дистанции, часть которой проходит по территории национального природного заповедника «Куршская коса». Уже в ходе этого бревета я смог показать на первых 100 км среднюю скорость 25 км/ч с учетом отдыха, но попадание в яму на полном ходу с последующей заменой камеры ухудшили мой результат. Про этот бревет можно прочитать здесь.

Следующей логичной ступенькой было бы выход на старт бревета на 300 километров. Но реальная (не велосипедная) жизнь вносит свои коррективы и его пришлось пропустить. Поэтому в первой половине мая я стартовал уже на 400 км. Перед стартом было множество вопросов. Как правильно преодолевать его дистанцию – сразу 400 или разбить его отдыхом на пару-тройку часов? Надо ли увеличить время отдыха на КП, чтобы лучше восстанавливаться? А проеду ли я его вообще (ведь все предыдущие двухсотки я проезжал изрядно уставший)? И таких вопросов масса. И именно поэтому не зря данную дистанцию называют самой сложной в моральном плане, так как масса вопросов разрывает тебя еще до самого старта, не говоря уже о самом старте.

Вот по моим вопросам можно и пробежаться, чтобы понять, как оно было.

Что брать с собой в бревет, лимит которого выходит за рамки суток (ограничение по времени прохождения в этом бревете – 27 часов)?

На таких основных вещах как ремкомплект, запасные камеры и спицевой ключ, я останавливаться не буду. Наличие головного и заднего света при движении в темное время суток тоже не обсуждается. Основное - это конечно одежда, которая должна соотноситься с прогнозом погоды с некоторым негативным допущением. Я немного переоценил себя и глядя на карту погоды и то, что ночью будет около 11 градусов, я взял простые летние рейтузы и кофту с длинным рукавом (а надо было брать так называемый зимний (утепленный) комплект), так как по факту температура была градусов 10, а когда проезжал мимо озер, рек и прочих водоемов, то по ощущениям было и того холоднее. Вывод – берегите тепло и не надейтесь согреться на холоде за счет усиленного вращения педалей.

Надо ли увеличить время отдыха на КП, чтобы лучше восстанавливаться?

На двухсоткилометровой дистанции, на которой, как правило, было 2 промежуточных КП, я установил себе за правило отдыхать по 20 минут. Тут у меня были сомнения, так как дистанция все-таки в 2 раза больше. В итоге поразмыслив, я выбрал следующую тактику – первую половину я еду ни чего не меняя, а после прохождения двухсоткилометрового рубежа буду ориентироваться на свое самочувствие. Увеличения времени отдыха не потребовалось. Как показала практика 20 минут отдыха на КП хватает на дистанции и такой протяженности.
С какой скоростью ехать?

Если я поеду с той скоростью, что пытался показать на 200 км, то в середине пути я и финиширую))) Опять же опытным путем и глядя на пульсовые зоны, я выбрал для себя следующую тактику – стараться держать среднюю скорость чуть выше 20 км/ч. То есть когда я еду в спокойном режиме, на спидометре должно быть 23-25 км/ч, а в горочку уже стараться держать не меньше 20, но без фанатизма и не убивать себя на совсем уж большом градиенте. Как показала поездка очень жизнеспособная практика.

Как правильно преодолевать его дистанцию – сразу 400 или разбить его отдыхом на пару-тройку часов?

Этот вопрос мне долго не давал покоя, и я как всегда решил принимать окончательное решение уже по ходу прохождения дистанции. А предварительно я для себя решил, что не буду разбивать дистанцию длительным отдыхом, так как боялся, что от усталости не проснусь или просто не смогу потом раскатиться. И оставлю проверку последнего опасения на бревет 600. По факту получилось, что очень даже хорошо данная дистанция проезжается без остановки на сон. Плюс в большинстве случаев в ночное время ветер стихает и ехать становится совсем хорошо.
Самый главный вопрос, который меня терзал: «А проеду ли я его вообще (ведь все предыдущие двухсотки я проезжал изрядно уставший)?»

На это вопрос я мог получить ответ только попробовав преодолеть эту дистанцию. Полдороги я ехал с пониманием, что я смогу проехать, а дальше terra incognita моих велосипедных способностей. Особенно пугало послевкусие предыдущих двухсоток – первое впечатление на финише – «бросьте меня тут, я больше не могу». И я боялся, что тут будет также после первой половины дистанции. Вторая половина дороги была для меня открытием. С каждым дополнительным километром после середины маршрута во мне росла уверенность в том, что я смогу доехать и погибало неверие в свои физические и ментальные силы. К тому же у меня в ногах открылся какой-то неведомый источник энергии, и я понимал, что ноги точно докрутят и 400 и 600 и даже больше, главное чтобы не отказалась, голова, спина и то на чем сидят. Может конечно этому способствовало изменение рельефа трассы по маршруту.

Немного наблюдений и выводов по результатам бревета 400 км:
  • В двойне тяжело ехать, когда уже знаешь по прогнозу погоды, что у тебя будет встречный ветер. С ним мы боролись, когда ехали вдоль южной границы области до Железнодорожного.
  • Несмотря на то, что была первая половина мая, основательно подгореть на солнце не составило ни какого труда. Надо пересматривать свое отношение к солнцезащитным средствам (не люблю себя мазать всякими мазьками и т.п.). Наличие летних рукавов отчасти спасло ситуацию.
  • Приобретенная сумка на 15 литров, которая крепится под седло – одна из лучших покупок. Приехала она ко мне ровно за день до старта бревета. Я для себя давно уяснил, что ни чего не надо возить на спине, так как спина при поездке на дистанцию более 100км с рюкзаком – первая в очереди на выбывание.
  • Как уже писал выше, не смотря на жару днем, ночью было очень холодно и не хватало правильной одежды.
  • Всю дистанцию я прошел за 20 часов и 22 минуты. Надо бы радоваться, что прошел, что до ограничения в 27 часов еще большой запас времени. Но спортивная жилка страдала, что не вышел из 20 часов, не показал среднюю 20 км/ч и т.п. Оставим это на следующие дистанции – есть куда еще стремиться.
После бревета на 400 км в моем тренировочном календаре был записан бревет на 600 км. К этому моменту я уже прошел 2 ступеньки на пути к званию Super Randonneur (рандоннер прошедший четыре дистанции: 200, 300, 400 и 600 км), поэтому отступать было нельзя. Как и в случае с предыдущим бреветом, были сомнения преодолею ли я его, так как исследованная зона моих возможностей заканчивалась на отметке в 400 км. Эти сомнения немного рассеивало наличие полноценного спального КП, но так как я ехал в первый раз, то я даже не знал, как оно все будет организовано.

Отдельно хочется сказать про организацию самого бревета от велоклуба «Вестланд Рандоннёр». Для меня это уже шестой бревет и каждый из них был организован на самом высоком уровне. Четкая и организованная регистрация, как в электронном режиме, так и перед стартом. Батончик мюсли как опция к карточке участника и легенде, очень радует. Когда проводился бревет через национальный природный заповедник, то руководство клуба договорилось с администрацией заповедника о бесплатном проезде всех участников (в обычном режиме ты платишь 150 р за проезд на велосипеде). Казалось бы, мелочь, но именно из таких мелочей и складывается целостная картина всей работы организаторов, которая остается за кадром. На каждом КП есть маршалы, которые отмечают твой приезд. Читая отзывы про бреветы в других регионах страны - у них весь процесс обезличен, приехал в город где КП, отправил СМС, купил что-либо в магазине, потом чеки из магазинов предоставил для подтверждения вместе с треком. Как-то бездуховно ИМХО. На каждом КП есть возможность пополнить запасы воды во флягах. И самое главное, тебя всегда поздравят на финише с тем, что ты преодолел дистанцию и себя вне зависимости от того какую дистанцию ты прошел в 200 или в 600 км…
Бревет на 600 километров, в котором я принял участие, имеет очень характерное название «Дорогой героев», и полностью проникнуться его названием можешь только пройдя его от первого до последнего километра.
В плане подготовки отличий от бревета на 400 километров почти не было, кроме того, что надо было взять с собой чуть больше еды (я всегда с собой беру сендвичи и спортивные гели) и спальный мешок. Как я готовился к бревету на 200 км описано здесь. По причине того, что для меня это первый такой бревет, то я решил ехать его полностью TRUE и не сдавать вещи в машину сопровождения. Поэтому размещение вещей на велосипеде тоже требовало некоторой сноровки – на руль был привязан спальник, велокомпьютер пришлось переставлять на рулевой вынос (обычно он крепится на отдельном кронштейне), все остальные вещи надо было уместить в подседельную сумку.
Отдельным вопросом стала электроэнергия для велокомпа и телефона. Первый показывал дорогу, а второй писал трек для Стравы (хотя первый тоже это делает, но лишним не будет), к тому же с телефона отправлялись смс на электронный портал велоклуба, где отображался процесс прохождения трассы участниками. За это отдельное спасибо организаторам, так как моя жена таким образом отслеживает, как я продвигаюсь))). Вопрос электроэнергии я решил запасом powerbank-ов. Но в этот раз я еще взял с собой походную, раскладную солнечную батарею, которой хватает в идеальных условиях на зарядку одного гаджета или pawerbanka. Ее я обмотал вокруг подседельной сумки и в таком режиме она позволяла велокомпьютеру не разряжаться, а держаться на том же уровне заряда, как говорится мелочь, но тоже хорошо.
Первый день выдался замечательным, солнечным. Иногда даже слишком солнечным - было зафиксировано местами температура свыше 30 градусов. Это заставило меня вспомнить опыт моего самого первого бревета, который пришелся на самый жаркий день в году. Поэтому применил все средства поддержки температурного баланса. Старался лишний раз не оставлять открытыми участки тела под лучами солнца, а те что не удалось закрыть были обработаны средством от загара (которые я так не люблю). Правда мои ноги еще до старта благодаря средству от загара собрали всю городскую грязь, но это лучше, чем потом бороться с ожогами.
Стартовали мы в 7 утра. Первый этап был протяженностью 80 км. Ехалось хорошо, по старым прусским дорогам – местами деревья формировали кронами прохладный тоннель, местами вместо асфальта под колесами велосипеда была брусчатка, которая доставляла неудобства, но по мне это только добавляет индивидуальности маршруту.
Спокойно удавалось поддерживать запланированный темп, чтобы держать среднюю скорость не меньше 20 км/ч. И это с учетом того, что начальный этап маршрута шел с постоянным набором высоты. Так же удавалось ехать на протяжении всего маршрута, не смотря на наличие местами небольшого встречного ветра и того что от жары начал плавиться асфальт. В тех местах, где была смола, шины реально зарывались в нее и велосипед тормозил не хуже чем при езде по песку. К третьему КП в Озерске жара стала сказываться и на организме в целом, благо я это вовремя заметил, и путем простого обливания водой головы предпосылки к перегреву были устранены.
И так сказать вовремя, так как после Озерска началась самая запоминающаяся часть маршрута. Сначала начались градиенты, которых на территории калининградской области днем с огнем не сыщешь. Жаль что они на другой части области, на таких холмах только и проводить тренировки. К слову сказать за весь бревет общий набор высоты составил 2,5 километра.
Только закончились затяжные холмы, как после очередного поворота дистанция приготовила еще один сюрприз – гравийная дорога в горку протяженностью несколько километров, которая из-за постоянного движения автомобилей превратилась в песочницу, а окружающий лес приобрёл оттенки лунного ландшафта из-за разлетающейся вокруг пыли.

К восьми часам вечера я добрался до Нестерова (КП 4). Психологически ехать стало легче, так как самая восточная часть маршрута пройдена и каждый последующий километр так или иначе приближал меня к финишной точке. После преодоления фактического экватора маршрута – КП 5 в Краснознаменске поехалось совсем хорошо.
Этому способствовало приближение ночи, которое подарило прохладу и отсутствие ветра и то, что следующее КП 6 в Черняховске было спальным. На этом КП можно было немного отдохнуть и даже получить горячую еду. Предвкушая все это, я весело крутил педали и отсчитывал оставшиеся километры до КП. Очень радовал меня показатель моей средней скорости – по всем параметрам, если бы не надо было останавливаться на КП 6 (374 километр), то 400 километровую отметку я прошел бы со средней скоростью не менее 20 км/ч с учетом отдыха. Но пришлось усмирить свои спортивные амбиции и напомнить себе, что это моя первая 600-ка и я должен сделать все чтобы дойти до ее финиша, а исходя из этого, отдых был необходим. И отдых я получил в полном объеме – даже не мог и мечтать о подобном.
Заехав на поляну шестого КП в половине второго ночи, я чуть не упал с велосипеда: передо мной открылась большая освещенная поляна с отдельной столовой зоной, отдельной зоной для парковки велосипедов и отдельным палаточным городком на окраине около озера. Как только я слез с велосипеда и был отмечен волонтерами в протоколе, меня сразу повели в зону для умывания, где был смонтирован рукомойник – как же хорошо было умыться после 18 часов пути. Не успел я умыться как организаторы спального КП усадили меня за стол, на котором передо мной чудесным образом появилась тарелка вкуснейшего горячего супа. Он был настолько вкусен, что у меня даже сейчас начинают течь слюнки от воспоминания от того как я его кушал))) Только я закончил с супом, как пустую тарелку от супа у меня забрали и взамен дали тарелку с гречкой с мясом и салатом из свежих овощей. Мне право было неудобно от того, что я только сидел и работал ложкой, а ребята суетились вокруг меня. Еще раз выражаю огромную благодарность ребятам, которые организовали спальный КП!!! Вкуснейшая трапеза закончилась горячим чаем. Как-только я покушал, меня повели выбирать палатку, так как я планировал поспать до 5 утра. Мне досталась большая палатка, наверное четырехместная, где я спал как король. Прежде чем заснуть у меня спросили в какое время меня разбудить, такому сервису позавидуют некоторые гостиницы.
Проснулся я несколько раньше назначенного времени в 4-30. На улице уже было светло. И вновь организаторы КП окружили меня заботой и налили мне горячего кофе с бутербродами. В 5 утра я выдвинулся в путь. По моему первоначальному плану КП 6 был точкой принятия решения о продолжении или схода с дистанции. После отдыха, хоть и непродолжительного организм был в порядке и я двинулся к следующей точке принятия решения - КП 7 в городе Полесск (478 км). Именно на этом КП я должен был принять окончательное решение двигаться до финиша или поберечь свой организм от неожиданно высоких нагрузок. На удивление мой организм не только не отказывался работать, но даже не снизил своей работоспособности. Я очень боялся, что на утро он буде против продолжения испытания. Наоборот он продолжил показывать спортивный характер и выдавал среднюю скорость на уровне 20 и выше километров в час. Понятное дело, что в Полесске, я принял решение ехать до финиша. Утро плавно переходило в день, а вместе с ним пришел западный ветер, который к сожалению превратился для всех участников во встречный. В отличие от первого дня второй день был поначалу пасмурный и несколько раз меня накрывало кратковременным дождем. На последнем КП 8 в поселке Некрасово я зарядился сникерсом с колой и двинулся на покорение финального этапа в 50 километров. Часть его пришлось бороться со встречным ветром, особенно на открытой всем ветрам трассе «Приморское кольцо». Но тут уже открылось 100502-е дыхание на котором я и доехал до финишной отметки. Мое общее время на прохождение дистанции получилось – 33 часа и 32 минуты при ограничении в 40 часов. Я считаю что для первого раза я показал очень хороший результат.
Немного выводов по пройденной дистанции:
  1. Мне удалось собрать тот комплект вещей, которым я пользовался по дороге (почти не было вещей, которыми бы я не воспользовался хотя бы один раз). Хотя были и такие – например запасная покрышка на мой взгляд была лишней. Но я ее брал потому как опасался за заводскую покрышку на переднем колесе (такая же покрышка с заднего колеса во время бревета 400 пришла в негодность и уже после него эпично взорвалась). Надо было просто поставить новую покрышку и не переживать.
  2. Ни когда на такие серьезные дистанции не надо ставить заклеенные камеры. Камеру на переднем колесе я начал подкачивать еще на подъезде к КП 3 и на КП 4 мне пришлось менять ее, что заняло лишних 20 минут. Камера в заднем колесе дала знать о себе незадолго до КП 8, на котором время отдыха было потрачено на ее замену.
  3. Решение везти с собой еду в виде сэндвичей оправдалось – так как кафе, на которое рассчитывали большинство участников, оказалось закрытым. А моя в данном вопросе автономность позволила мне спокойно справиться с маршрутом.
  4. Мне в этой поездке не хватило перчаток с длинными пальцами. К сожалению из-за длительного пребывания на солнце у меня сгорели пальцы рук, что доставило мне неприятные ощущения уже после финиша.
  5. Чем длиннее дистанция, тем больше времени ты проводишь наедине с собой и своими мыслями. Из за этого добавляется 600 поводов (по одному на каждый километр) просто отказаться от прохождения дистанции и сойти. Добраться до финиша означает победить себя не сколько физически, а сколько психологически.


И последнее. Человеческий организм удивительная штука. С каждым разом я удивляюсь его выносливости. На протяжении всей дороги мои спина и плечи не причиняли мне ни капли беспокойства, пятая точка испытывала умеренный дискомфорт от поездки по такой продолжительной дистанции на обычном спортивном седле (думаю если бы был прикатанный Брукс, то я бы вообще не ощущал дискомфорта).
И теперь я могу похвастаться тем, что у меня в коллекции за это год три пройденные дистанции в 200, 400 и 600 километров. Осталось пройти дистанцию в 300 километров в этом году для того чтобы получить гордое звание Super Randonneur. Очень надеюсь, что расскажу об этом в сентябре. Но не будем загадывать – время покажет…