Шлюзы мазурского канала

Все мы привыкли, что памятники это живое напоминание об устремлениях и желаниях тех или иных людей или произошедших знаковых событиях. Глядя на них мы можем четко вспомнить событие или стремления людей, которым памятники были установлены. Совсем иначе мы относимся к памятникам архитектуры. Для большинства людей это лишь напоминание о существование какой-либо более ранней эпохи и не более того. А за этими зданиями или постройками кроются истории не менее масштабные чем за привычными нам памятниками.

Летом этого года мне удалось совершить давнишнюю задумку. Я всегда хотел посмотреть шлюзы мазурского канала. Поиск информации по этим объектам дал некоторую пищу для размышлений, благодаря которым получилось весьма увлекательный поход выходного дня. Основным вопросом стал вид транспортного средства для осмотра шлюзов. После недолгих размышлений выбор пал на велосипед. Во-первых у велосипеда очень комфортная скорость для осмотра проплывающих мимо пейзажей, во-вторых к двум из пяти шлюзов доступ на автомобиле был очень затруднителен, а на велосипеде в самый раз.

Как ни готовься к походу, все равно всего не соберешь. Точнее никогда не будешь уверен в том, что все что взял с собой пригодиться или наоборот. Хоть поход предполагался и небольшой, но волнение не проходило и спалось беспокойно. Все-таки давно я не ходил в походы с палаткой, а моя жена вообще ни разу не была в таком походе. И ни кто из нас не был в велопоходе длительностью более одного дня. Наконец настало утро старта. Мы загрузили велосипеды и все вещи в машину и выдвинулись в направлении старта. Начало нашей поездки было в поселке Знаменск (бывший Wehlau). Здесь мы оставили наш автомобиль недалеко от кирхи святого Якоба XIII века, навесили на велосипеды все наши вещи и поехали.
Первые километры были для меня необычными, так как я привыкал к новому-старому велосипеду – к его поведению в нагруженном состоянии. Была масса вопросов и сомнений в его поведении и управляемости в нагруженном состоянии.
Но все оказывается не так страшно, хотя и пришлось скорректировать стиль езды, так сказать стать капитаном большой и вольяжной яхты… Что к слову очень подходит теме нашей поездки – Мазурский канал изначально задумывали для того чтобы яхты с моря могли попасть в чудесный район множества озер.

Первым участком нашей дороги был путь до начальной отметки мазурского канала места где он впадает в реку Лава около поселка Дружба (бывший Allenburg). Это около 16 километров в южном направлении по хорошей асфальтовой дороге с низким трафиком.
По дороге встречались здания немецкой постройки.
Дорога была очень красивая и живописная.
Наши велосипеды.
На нашем пути мы нашли остатки старого моста.
А еще проезжали мимо старой мельницы, ведь Восточная Пруссия была житницей Германии и перевалочным пунктом зерна, которое везли из России по железной дороге часть которой от Черняховска (бывший Insterburg) до Ольштына (бывший Allenstein) пролегает в этом районе.
Вот мы и добрались до начала Мазурского канала, идея постройки которого восходит к середине XIX века, когда появились первые его проекты. Но как и всегда на реализацию такого масштабного проекта потребовалось большие вложения, отсутствие которых отсрочило начало реализации еще на 60 лет.
Вид с автомобильного моста на первый шлюз канала, который находится в поселке Дружба (бывший Allenburg).
Кирха XV века. Около бывшего Allenburg в 1757 году произошло сражение Семилетней войны при Гросс-Егерсдорфе между прусскими и русскими войсками.
Тут мы вспомнили, что не подготовились к другому предстоящему нам сражению – атаке комаров. Поэтому мы посетили местную торговую точку, в которой мы смогли найти средство от кровососущих существ.
Вид в сторону соединения канала с рекой Лава. Вода поступает из озера Мамры самотеком, так как перепад высот между озером и местом соединения канала с рекой Лава составляет 111 метров.
Первый шлюз на мазурском канале, носил имя Allenburg I. Располагается на отметке 1,2 километра от начала канала.
Это шлюз обладает уникальными и запоминающимися воротами, которые должны были сдерживать воду.
Возле этот ворот удачно проходит автомобильный мост.
Высота шлюза 6,9 метра.
Он был завершен на 90%.
Информационное табло около шлюза, которое было установлено при поддержке германской некоммерческой организации.
Все участники похода довольны (я довольный за кадром).
Еще одна примечательная точка на карте маршрутов моего велосипеда.
Найти второй шлюз было очень непросто. Для того чтобы к нему подойти пришлось пересечь небольшое поле и протиснуться через заросли деревьев и кустарника. Может быть есть другой более удобный путь к нему, но я его пока не знаю. Будет повод сделать новую вылазку к ним.
Это шлюз носил имя Allenburg II. Он располагается на отметке 2,2 километра от начала канала.
Высота этого шлюза уже 8 метров.
Степень его готовности на момент прекращения всех строительных работ была 80%.
После посещения второго шлюза было принято решение срезать часть маршрута до следующего шлюза по грунтовой дороге. Многие электронные карты говорили о том, что это осуществимо. Но на практике проехав полтора километра мы уперлись в ворота поперек дороги с надписью проезд запрещен. От нее было ответвление, которое вновь выходил к каналу. Вот так он выглядит сейчас.
Исходя из уважения к частной собственности и визуальной оценки проходимости грунтовки за воротами, она была изрядно перекопана гусеничными тракторами. Мы решили вернуться обратно до асфальтовой дороги и двигаться по ней до населенного пункта Костромино, где начинается уже другая грунтовая дорога в направлении необходимого нам шлюза. Эта грунтовка можно сказать была в идеальном состоянии и даже местами неровности были засыпаны мелким гравием, который оказался больше препятствием, чем помощью.
Третий шлюз, который носил имя Gross Allendorf, располагается на отметке 8 километров от начала канала.
Судя по строению это был один из самых больших шлюзов, так как у него остался каркас машинного отделения.
Основательность постройки поражает - прошло уже больше 70 лет, а плафон для лампы только ржавчиной покрылся.
Такой вид открывается на мазурский канал с высоты машинного зала шлюза под номером три. Очень эффектно смотрятся причальные деревянные сваи, которые вбиты на удалении от берега канала.
Прошедшие годы берут свое.
Вид на выступающую часть шлюза над землёй. Но эта фотография обманчива, так как большая часть шлюза уходит вниз, а это лишь уровень по которому проходит мост, что видно на следующей фотографии.
Сейчас мост представляет из себя несколько брёвен, которые опираются на основание, созданное для организации переправы.
Лестница на вершину шлюза где располагается машинный зал.
Степень готовности шлюза составляла 90 %.
Высота шлюза составляет 12 метров.

После посещения третьего шлюза нами вновь была предпринята попытка срезать часть маршрута по грунтовой дороге. Но как оказалось грабли увязались вслед за нами и никак не хотели нас отпускать. Проехав еще полтора километра по грунтовке и достигнув перекрестка с асфальтовой дорогой, которая нам была необходима, мы вновь уперлись в шлагбаум. Правда возле этого шлагбаума уже была будочка, в которой обитал дядечка, который сказал, что дороги дальше нет из-за какого-то карантина и производственных предприятий. Попытки ему объяснить, что нам не надо дальше, а надо как раз направо (в сторону от виднеющихся предприятий) не увенчались успехом. Пришлось снова двигаться обратно по грунтовке на прежнюю дорогу и двигаться по самому длинному, из возможных, маршруту. С учетом скитаний до шлагбаума до следующего шлюза нам надо было проехать 20 километров.

При подъезде к четвертому шлюзу стала прорисовываться новая проблема. Надо было уже думать про остановку на ночлег и как один из атрибутов такой остановки – это питьевая вода. Изначально я рассчитывал, что смогу в любой деревне в магазине купить бутылку воды литров на пять. Но «деревней» оказался я сам, так как даже и не допустил мысли, что могут быть населённые пункты без магазинов. С этой мыслью докатываемся до четвертой точки нашего интереса. Надо сказать, что моя вторая половинка стала потихоньку отставать – сказывается объемный дневной пробег.
Четвёртый шлюз носил имя Wilhelmshof и был построен на 80 %. Он располагается на отметке в 14,4 километра от начала канала.
Четвертый шлюз показался самый маленьким из всех тех, что мы видели. Но на самом деле это не так. Первый шлюз, который мы видели еще меньше. А самый маленький по высоте шлюз находится в Польше и имеет шестой порядковый номер.

Его высота составляла всего 7,5 метров.
С вершины шлюза открывается красивый вид на окрестности.
Попрощавшись с четвёртым шлюзом мы покатили по грунтовой дороге вдоль мазурского канала до населенного пункта Озерки где располагается последний, он же пятый по счету шлюз на территории современной Калининградской области.
Этот шлюз носил имя Georgenfelde. Он располагается на отметке в 19,8 километров от начала канала.
Причальная стенка.
Степень его готовности составляла 95 %.
Высота этого шлюза составляет 15,5 метров. Это самый высокий шлюз на Мазурском канале на территории современной Калининградской области. Но если сравнивать со всеми шлюзами канала, то он находится на третьем месте.
Вид на мазурский канал от пятого шлюза. Вдалеке виднеется мост старой железнодорожной ветки соединявшей Insterburg (современный Черняховск) и Allenstein (современный Ольштын).
Современное искусство на стенах старого шлюза.

Так как моя вторая половинка была уже уставшей – 60 км отмотать практически без подготовки, то было принято решение, что я от последнего шлюза в быстром темпе помчу в населенный пункт Знаменка, в котором навигатор рисовал магазин, чтобы прикупить воды, а она неспешно поедет за мной. Но оставшись без меня у нее открылось второе дыхание и я только успел доехать до магазина, совершить покупку и привязать бутылку воды к багажнику, как она уже приехала вслед за мной.

После этого мы начали неспешно и планомерно искать место где бы поставить палатку. Так мы неспешно снова проехали мимо пятого шлюза и населенный пункт Озерки в обратном направлении. Проехав несколько километров мы заприметили большое поле с обширным участком кустарника, который формирует отличную буферную зону между полем и проселочной дорогой. Там мы и остановились.
К сожалению солнце уже катилось за горизонт и полчища комаров ограничили наш походный опыт только постановкой палатки. Мысли собрать немного хвороста и запалить небольшой костерок быстро улетучились и мы просто перекусили в палатке заранее припасенной едой. Впереди была ночь в палатке.
Не скажу что для меня это первый опыт походных ночевок. Были и до этого. Но раньше все это было в виде поездок на море большой и шумной компанией на несколько палаток. А тут мы одни, моя супруга впервые ночевала в палатке… короче говоря всю ночь мы прислушивались к различным звукам и шорохам вокруг. Ночью даже дождик немного испытал нашу велопоходную палатку на прочность.
Утро показало, что все хорошо. Проснулись мы рано, так как не смотря на то, что я прочитал много полезных советов, они все куда-то вчера вечером испарились. И оказалось что утром палатка оказалась аккурат на солнцепеке. Стало припекать и уже тяжело было спать.
Мы быстро собрались, упаковались и поехали в обратный путь. Пока мы собирались нас навестил заяц. Мы ему предложили поесть кукурузу, но он отказался и убежал.
После отдыха ехать поутру очень приятно.
Журавли сопровождали нас всю дорогу. Сначала кружили над нами.
Потом прогуливались по окрестным полям около нас.
А один наблюдал за нами с дерева над дорогой.
Через 30 километров после утреннего старта мы вернулись в точку из которой и начали день назад наше велосипедное путешествие - в город Знаменск.
Знаменск можно узнать ещё на подъезде по характерным шпилям кирхи святого Якоба, возле которой мы оставили машину, и вот этой водонапорной башни.

На этом завершилось наш двухдневный велосипедный поход по шлюзам мазурского канала. Но это была только первая часть - впереди еще ждут шлюзы на польской стороне канала…

Немного статистики:

Пробег первого дня составил около 73 километров
Пробег второго дня составил 33 километра